Система взимания платы «Платон» - Анализ отзывов о запуске системы

Анализ отзывов о системе «Платон» в социальных сетях с момента запуска системы осенью 2015 года.

Введение

Процесс внедрения системы взимания платы «Платон» характеризовался активными протестами по всей России еще до непосредственного начала работы (первая забастовка зафиксирована 11 ноября). Наибольший резонанс в социальных медиа был зафиксирован в ноябре-декабре 2015 года в период активного движения против «Платона». В настоящее время в социальных сетях фиксируется в среднем около 540 сообщений с упоминанием системы Платон в день.

Динамика сообщений о системе Платон в социальных сетях

Нарастание недовольства

С конца октября до вступления закона 15 ноября в силу в интернете активно нарастало недовольство перспективой перехода на систему «Платона». Обсуждавшие закон интернет-пользователи относились к водителям, которые непосредственно занимаются грузоперевозками.

Среди причин пользовательского негатива основным было традиционное отношение к нововведениям со стороны государства (упреки в коррупции – 27% всех отзывов) и размер оплаты за километр (21%). Людей волновали последствия – риск инфляции (16%), проблемы с регистрацией в системе – (наличие больших очередей в офисах «Платон», отсутствие приборов, зависание системы (12%) и размер штрафов за нарушение при использовании системы (11%). Также водители рассматривали закон, как нацеленный скорее на руку крупным компаниям с целью убрать с рынка мелких перевозчиков.

Основные причины негатива по отношению к Платону

Примеры отзывов

Размер платы за километр

Угроза инфляции

Размер штрафов

Проблемы при регистрации

Упреки в содействии крупным перевозчикам

Обеспокоенные последствиями введения системы, пользователи стали обсуждать различные пути противодействия введению системы «Платон» (730 сообщений было зафиксировано и проанализировано на эту тему).

Самой популярной тематикой в их сообщениях (более трети таких сообщений) стали предложение уйти водителям в отпуск и переждать некоторое время после 15 ноября, пока проблемы при регистрации и работе в системе «Платон» не исчезнут. На втором месте были призывы к активным действиям, а именно препятствию движения на дорогах. Также обсуждались и другие пути противодействия, а именно - призывы распространить петицию на change.org, клеить листовки на стекла и атаковать сайт Платона.

Основные методы противодействия Платону

Организация протестов 11 ноября – 31 декабря 2015

Социальная сеть ВКонтакте стала самой популярной площадкой, где публично обсуждались различные пути противодействия новому закону, и непосредственно координировалась сама организация протестов. Среди самых активных сообществ ВКонтакте оказались следующие группы, посвященные большим перевозкам – «Дальнобойщик» (90 тысяч участников), «Play Dalnoboy» (50 тысяч участников), «Любители КАМАЗА!» (30 тысяч участников), «15 АМ-В КАНАЛЕ!» (10 тысяч участников).

Самые популярные ресурсы с обсуждением Платона

Социально-демографический портрет протестующих авторов - это пользователи мужского пола (90% от всех авторов сообщений) в возрасте 18-29 лет (59% всех авторов).

Аудитория, протестующая против Платона

Агентством был проведен анализ географии протестующих авторов по округам Российской Федерации с учетом проникновения интернета в регионы (Данные из исследования Яндекса за 2015 год). Можно видеть, что доля протестующих участников групп по общей интернет аудитории оказалась выше в Приволжском и Северно-Западном округе.

Протестующие авторы по округам РФ с учетом проникновения интернета в регионы

До 11 ноября обсуждение противодействия внедрению «Платона» в сообществах велось среди участников, которые легко идентифицировались с реальными людьми.

Однако, начиная с момента активных забастовок в группах ВКонтакте зафиксированы информационные вбросы заказного контента с содержанием, относящимся к координации протестов (распространение петиций, мест собраний, специфических хештегов, организация сайта «Антиплатон» с интерактивной картой мест сборищ), которые осуществлялись в основном с помощью аккаунтов, которые представляли явно «фейковое» происхождение или были удалены.

Первоисточники контента, содержащего координацию протестов против Платона

Выводы

Ситуация острого недовольства по отношению к системе Платон, сложившаяся в начале ноября 2015 года, была обусловлена объективными причинами:

  • 1) множество пользователей, занимающихся перевозками, были обеспокоены размером платежных сборов, которые могли привести как к невыгодности дальнейших перевозок для частных извозчиков, так и росту цен на продукты в магазинах,
  • 2) размеры штрафов, в случае нарушения пользования системой. Ситуация усугублялась распространением отзывов интернет пользователей о проблемах при регистрации в офисах Платона (очереди, отсутствие приборов, зависание системы).

Однако стоит отметить, что если поначалу протест в сети носил стихийный характер, то уже после первого серьезного протеста 11 ноября стали проявляться заказные элементы в организации процесса забастовок.


12.09.2016