Социальный контекст исследования
В начале немного статистики.
Отношения москвичей и самокатчиков в 2021 году стали особенно острыми. С января по август в Москве произошло 55 ДТП с участием электросамокатов. Два человека погибли, 57 получили травмы. Москва вошла в ТОП-5 городов по числу ДТП с электросамокатами: Санкт-Петербург (58), Москва (55), Краснодарский край (21), Татарстан (12) и Подмосковье (11). Наиболее резонансным происшествием в столице стала смерть 80-летнего ученого-биолога Ивана Пигарева, который управлял велосипедом и столкнулся с самокатом в районе набережной Воробьевых гор. Это произошло 15 июля 2021 г.
Если посмотреть общую динамику, то в относительных показателях она выглядит угрожающе. С 2018 по 2020 год по стране количество ДТП с участием СИМ с электродвигателем (они же электросамокаты, моноколеса и т.п.) выросло в 8 раз, погибших — в 6 и раненых — в 8 раз. В 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9%) ДТП, в котором погибли 6 (+50%) и ранены 347 (+184,4%) человек. Наибольшее количество таких ДТП зарегистрировано в Москве (90; +190%), г. Санкт-Петербурге (46; +283%).
В абсолютных значениях масштаб катастрофы выглядит существенно скромнее, в сравнении, к примеру с автоавариями или смертностью от COVID. Но за каждым таким случаем трагедия и пожелаем никому не попасть в эту статистику.
Самокаты — на виду, их хаотичные парковки, а также часто безответственные водители сильно раздражают горожан по всей стране. При этом, несмотря на сезонность, это отличный бизнес. Растет число самокатов и у частных владельцев. По данным «AliExpress Россия», за первые полгода 2021 спрос на средства индивидуальной мобильности (СИМ) вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. За тот же период, по данным Mobile Research Group, для розничных продаж было поставлено около 320 000 электросамокатов против примерно 100 000 годом ранее — поставки увеличились более чем в 3 раза.
Отвечая на общественный запрос, Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Для них вводят запрет разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части. Будет и ограничение по массе: СИМ должен весить не более 35 кг, если он движется по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки). Разработка документа ведется более трех лет и судьбу документа пока сложно прогнозировать из-за споров между Минтрансом, ГИБДД и Правительством РФ.
Кратко об исследовании
Следуя трендам, Digital Guru изучило мнения активных пользователей социальных сетей, живущих в Москве, в отношении самокатов в городе.
Данные собирались из социальных сетей «ВКонтакте» (136 группы) и Facebook (92 группы). Всего были проанализированы сообщения 228 районных сообществ Москвы. Период сбора данных с 1 мая по 31 августа 2021 года. Сбор и аналитика проводились с использованием мониторинговой системы Brand Analytics. Всего было собрано и проанализировано 2190 сообщений.
Тематика сообщений
Облако слов, с наибольшей частотой используемых авторами, наглядно демонстрирует проблематику постов и комментариев:
Мы дополнительно разбили популярные слова на смысловые группы: акторы (участники ситуаций), городская инфраструктура, административные единицы, транспортные средства, меры регулирования. Получившаяся схема довольно наглядно отражает тематическую структуру сообщений:
В центре внимания проблемы скорости, соблюдения ПДД, отношения с пешеходами и водителями, движение по тротуарам и велодорожкам. С заметной частотой в постах используются слова «проблема» и «вопрос» (их содержат 14% всех сообщений). Что указывает на эмоциональную значимость темы для обсуждающих.
С наибольшей частотой самокат обсуждается в связи с такими объектами инфраструктуры как тротуары (17%) и дороги (14%). Почти в два раза реже упоминаются парки (9%), переходы (7%), дорожки/велодорожки (7%).
Самокат vs Безопасность
Самокаты и «самокатчики» прежде всего обсуждаются в связи с безопасностью — пешеходов, водителей, собственно самих самокатчиков (в первую очередь детей).
Безопасность уже назвали религией нашего времени. Внимание к безопасности — самый большой тренд современности. А безопасность детей — это квинтэссенция данного тренда. Среди наиболее частотных слов в сообщениях — «дети», «ребёнок», «подросток» (19% в общей сложности от всего объема популярных слов). Немногим реже упоминаются пешеходы (17%).
Происшествия с детьми и поведение детей на самокатах вызывают активные и эмоциональные реакции и треды из сотен комментариев под такими сообщениями. Наибольший отклик, что ожидаемо, вызывают трагические происшествия с детьми. Примеры таких сообщений — ниже:
Как показывают опросы, проводимые в самих городских пабликах, электросамокат — объект, вызывающий тревогу большинства пользователей городских сообществ. При этом пользователи, не пользующиеся самокатом, ожидаемо высказываются за появление особых пунктов в ПДД, запретов и штрафов для водителей этого транспорта.
Если говорить о массовых опросах, то в поддержку законодательных ограничений для вождения электросамокатов высказываются 49% участников опроса портала SuperJob (29—31 мая 2021 года, 1600 россиян старше 18 лет из 375 городов во всех федеральных округах). Против таких мер выступили 23% респондентов, еще 28% не определились.
Больше сторонников регулирования в старших возрастных группах: 58% среди тех, кому 45 и более, и только 39% — в возрасте до 34 лет.
Чаще всего участники опросов считают необходимым ограничивать скорость самокатов, сегвеев и т.п. средств передвижения до 10–20 км/ч. Многие предлагают выделить отдельную категорию водительских прав для управления ими. Некоторые считают, что достаточно запретить езду по тротуарам и пешеходным зонам.
Вводимые и предлагаемые ограничения ожидаемо встречают критику любителей самокатов, в первую очередь в связи с острым недостатком отдельных дорожек или полос, но главное — неопределённостью правового статуса электросамокатов и другого подобного транспорта.
Парковки самокатов в городе
Значима тема парковок самокатов (6% сообщений). Они либо стихийные и занимают детские площадки, велопарковки и даже площадки мусорных контейнеров, либо неудачно оборудуются прокатными компаниями у жилых домов и мешают жителям. Еще одной проблемой таких парковок является постоянный шум как от самих самокатов, так и от пользователей, которые начинают/завершают парковку на таких объектах. Как показывают посты авторов, не удается быстро решить проблему таких парковок ни через обращения к операторам, ни жалуясь в городские службы.
Как представляется, операторам кикшеринговых сервисов или городским властям нужно уделять больше внимания коммуникациям с местными сообществами в вопросах организации парковок этого вида транспорта. Работа с местными жителями, обсуждение с ними мест для парковок, удобных как пользователям сервисов, так и местным жителям, могла бы решить большую часть этих проблем.
Самокат и другие проблемы
Тема самокатов обсуждается в связи с другими проблемами городской жизни. В первую очередь это проблемы ремонта дорог, обустройства тротуаров, пешеходных зон, автопарковок, иных многочисленных аспектов благоустройства города. Как пишут критически настроенные авторы: «Благоустройство теперь обрело столько новых смыслов и стало синонимом шума, грязи, некомфортной среды, а также страха, лжи и воровства».
Агрессия в сообщениях
Несмотря на высокую эмоциональность темы, число сообщений с выявленными признаками агрессии относительно невелико — всего 273 (12% от общего количества). Агрессия в подавляющем большинстве проявлялась не в постах, а в комментариях (81% от сообщений с маркерами агрессии, 10% от общего числа).
Преимущественно встречаются два типа сообщений: агрессивное возмущение (задолбало!) и агрессивная номинация (уроды!). С меньшей частотой фиксируется агрессивное намерение (поубивал бы!, надо было на капоте прокатить…).
Среди комментаторов большая часть являются противниками самокатов и сторонниками введения ограничений для них.
География обсуждений по районам
Мы сделали распределение обсуждений самокатов в районных пабликах в социальных сетях по районам Москвы (включая Новую Москву). При подсчете распределения сообщений по районам для групп, которые относятся к нескольким районам («Соседи. Белорусская-Новослободская-Маяковская» и т.п.) показатели делились равными частями на число районов.
Наиболее активными создателями контента были пользователи центральных районов: Тверского (228! сообщений) и Замоскворечья (194). Вторая группа: достаточно разнесенные друг друга Дмитровский (67); Нагатинский Затон (67) и Нагатино-Садовники (66); Аэропорт (50) и Сокол (45) Академический (46) и Гагаринский (46); Гольяново (43). Из территорий за МКАДом заметную активность показали Троицк (57), Новопеределкино (35) и Солнцево (22).
Для наглядности мы наложили данные по числу упоминаний темы на карту Москвы. Серыми на карте обозначены районы с небольшим количеством обсуждений самокатов.
Больше всего самокаты обсуждают (а значит, это тема волнует жителей района) в центре (Тверской и Замоскворечье), высокая активность отмечается в районах, где есть крупные водоемы, а значит, набережные для прогулок и досуга (например, Левобережный, Щукино, Строгино, Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники), а также в районах с крупными парками (Гагаринский, Царыцино, Новопеределкино, Дмитровский, Троицк).
В числе районов-лидеров по числу обсуждений самокатов кроме центральных районов есть и районы, расположенные вдалеке от центра. Более того, в этих районах ведется активная дискуссия между сторонниками и противниками самокатов. Изучение этих дискуссий, реагирование на критику, а также внедрение предложений жителей по улучшению кикшеринговой инфраструктуры позволит сделать жизнь горожан более комфортной и снизить градус напряжения при обсуждениях судьбы самоката как вида транспорта.
Московские власти, похоже, понимают важность этой проблемы. Неслучайно в конце мая — начале июня в районных пабликах распространялся пост «Ситуация с самокатами в Москве норм. Просто мы (в оригинале — автора «аудитория фэйсбука») стали старыми… превратилась в дедов-пердунов и скорбных бабок, сидящих на скамейке вечно всем недовольных, в том числе самокатами» с приглашением к дискуссии о самокатах в городе. Всего мы зафиксировали 47 таких репостов городских пабликах ВКонтакте и Facebook.
Такая активность может свидетельствовать о том, что работы по изучению и корректировке общественного мнения касательно самокатов уже ведутся.
Выводы
Если судить по активности обсуждений в районных группах, проблема самокатов в городе определенно есть — пользователи активно обсуждают происшествия, делятся своим мнением о самокатах и «самокатчиках». В содержательной структуре сообщений можно выделить несколько смысловых групп: акторы (участники ситуаций), городская инфраструктура, административные единицы, транспортные средства, меры регулирования.
В группе акторов наиболее частотны упоминания слов «дети», «ребёнок», «подросток» (19% в общей сложности от всего объема популярных слов, столько же у обобщающей категории «люди»). Происшествия с детьми и поведение детей ожидаемо вызывают активные и эмоциональные реакции и треды из сотен комментариев под такими сообщениями. В группе транспортных средств на втором месте по упоминаемости после самоката (98%) находится велосипед (32% сообщений). В обсуждениях это сопоставимые по опасности для окружающих транспортные средства.
В обсуждениях пользователей значима тема парковок самокатов (6% сообщений), которые мешают жителям домов или пешеходам. Как показывают посты авторов, не удается быстро решить проблему таких парковок ни через обращения к операторам, ни жалуясь в городские службы.
Больше всего самокаты обсуждают в нескольких центральных районах, но высокая активность отмечается в районах, где есть крупные водоемы, а значит, набережные для прогулок и досуга (например, Левобережный, Щукино, Строгино, Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники), а также в районах с крупными парками (Гагаринский, Царыцино, Новопеределкино, Дмитровский, Троицк).
В числе районов-лидеров по числу обсуждений самокатов кроме центральных районов есть и районы, расположенные вдалеке от центра. Более того, в этих районах ведется активная дискуссия между сторонниками и противниками самокатов. Изучение этих дискуссий, реагирование на критику, а также внедрение предложений жителей по улучшению кикшеринговой инфраструктуры позволит сделать жизнь горожан более комфортной и снизить градус напряжения при обсуждениях судьбы самоката как вида транспорта.
- Мониторинг упоминаний персон/мест/событий/компаний в социальных сетях;
- Исследования отношения аудитории соц. сетей к различным вопросам;
- Анализ общественного мнения в сети Интернет в отдельно взятом регионе/городе.