Москвичи и самокаты: лето 2021

Анализ сообщений о самокатах пользователей соцсетей ВКонтакте и Facebook в городских сообществах Москвы за период с мая по август 2021 года. Изучено 2190 сообщений из лент 228 групп.

Социальный контекст исследования

В начале немного статистики.

Отношения москвичей и самокатчиков в 2021 году стали особенно острыми. С января по август в Москве произошло 55 ДТП с участием электросамокатов. Два человека погибли, 57 получили травмы. Москва вошла в ТОП-5 городов по числу ДТП с электросамокатами: Санкт-Петербург (58), Москва (55), Краснодарский край (21), Татарстан (12) и Подмосковье (11). Наиболее резонансным происшествием в столице стала смерть 80-летнего ученого-биолога Ивана Пигарева, который управлял велосипедом и столкнулся с самокатом в районе набережной Воробьевых гор. Это произошло 15 июля 2021 г.

Если посмотреть общую динамику, то в относительных показателях она выглядит угрожающе. С 2018 по 2020 год по стране количество ДТП с участием СИМ с электродвигателем (они же электросамокаты, моноколеса и т.п.) выросло в 8 раз, погибших — в 6 и раненых — в 8 раз. В 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9%) ДТП, в котором погибли 6 (+50%) и ранены 347 (+184,4%) человек. Наибольшее количество таких ДТП зарегистрировано в Москве (90; +190%), г. Санкт-Петербурге (46; +283%).

В абсолютных значениях масштаб катастрофы выглядит существенно скромнее, в сравнении, к примеру с автоавариями или смертностью от COVID. Но за каждым таким случаем трагедия и пожелаем никому не попасть в эту статистику.

Динамика аварийности с участием электросамокатов
Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021 г., С 47

Самокаты — на виду, их хаотичные парковки, а также часто безответственные водители сильно раздражают горожан по всей стране. При этом, несмотря на сезонность, это отличный бизнес. Растет число самокатов и у частных владельцев. По данным «AliExpress Россия», за первые полгода 2021 спрос на средства индивидуальной мобильности (СИМ) вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. За тот же период, по данным Mobile Research Group, для розничных продаж было поставлено около 320 000 электросамокатов против примерно 100 000 годом ранее — поставки увеличились более чем в 3 раза.

Отвечая на общественный запрос, Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Для них вводят запрет разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части. Будет и ограничение по массе: СИМ должен весить не более 35 кг, если он движется по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки). Разработка документа ведется более трех лет и судьбу документа пока сложно прогнозировать из-за споров между Минтрансом, ГИБДД и Правительством РФ.

Кратко об исследовании

Следуя трендам, Digital Guru изучило мнения активных пользователей социальных сетей, живущих в Москве, в отношении самокатов в городе.

Данные собирались из социальных сетей «ВКонтакте» (136 группы) и Facebook (92 группы). Всего были проанализированы сообщения 228 районных сообществ Москвы. Период сбора данных с 1 мая по 31 августа 2021 года. Сбор и аналитика проводились с использованием мониторинговой системы Brand Analytics. Всего было собрано и проанализировано 2190 сообщений.

Тематика сообщений

Облако слов, с наибольшей частотой используемых авторами, наглядно демонстрирует проблематику постов и комментариев:

семантическое облако

Мы дополнительно разбили популярные слова на смысловые группы: акторы (участники ситуаций), городская инфраструктура, административные единицы, транспортные средства, меры регулирования. Получившаяся схема довольно наглядно отражает тематическую структуру сообщений:

популярные слова сообщений про электросамокаты

В центре внимания проблемы скорости, соблюдения ПДД, отношения с пешеходами и водителями, движение по тротуарам и велодорожкам. С заметной частотой в постах используются слова «проблема» и «вопрос» (их содержат 14% всех сообщений). Что указывает на эмоциональную значимость темы для обсуждающих.

С наибольшей частотой самокат обсуждается в связи с такими объектами инфраструктуры как тротуары (17%) и дороги (14%). Почти в два раза реже упоминаются парки (9%), переходы (7%), дорожки/велодорожки (7%).

Самокат vs Безопасность

Самокаты и «самокатчики» прежде всего обсуждаются в связи с безопасностью — пешеходов, водителей, собственно самих самокатчиков (в первую очередь детей).

Безопасность уже назвали религией нашего времени. Внимание к безопасности — самый большой тренд современности. А безопасность детей — это квинтэссенция данного тренда. Среди наиболее частотных слов в сообщениях — «дети», «ребёнок», «подросток» (19% в общей сложности от всего объема популярных слов). Немногим реже упоминаются пешеходы (17%).

Происшествия с детьми и поведение детей на самокатах вызывают активные и эмоциональные реакции и треды из сотен комментариев под такими сообщениями. Наибольший отклик, что ожидаемо, вызывают трагические происшествия с детьми. Примеры таких сообщений — ниже:

Авария с ребенком на самокате

Авария с ребенком на самокате

Как показывают опросы, проводимые в самих городских пабликах, электросамокат — объект, вызывающий тревогу большинства пользователей городских сообществ. При этом пользователи, не пользующиеся самокатом, ожидаемо высказываются за появление особых пунктов в ПДД, запретов и штрафов для водителей этого транспорта.

Опрос жителей района на тему самокатов

Если говорить о массовых опросах, то в поддержку законодательных ограничений для вождения электросамокатов высказываются 49% участников опроса портала SuperJob (29—31 мая 2021 года, 1600 россиян старше 18 лет из 375 городов во всех федеральных округах). Против таких мер выступили 23% респондентов, еще 28% не определились.

Больше сторонников регулирования в старших возрастных группах: 58% среди тех, кому 45 и более, и только 39% — в возрасте до 34 лет.

Чаще всего участники опросов считают необходимым ограничивать скорость самокатов, сегвеев и т.п. средств передвижения до 10–20 км/ч. Многие предлагают выделить отдельную категорию водительских прав для управления ими. Некоторые считают, что достаточно запретить езду по тротуарам и пешеходным зонам.

Вводимые и предлагаемые ограничения ожидаемо встречают критику любителей самокатов, в первую очередь в связи с острым недостатком отдельных дорожек или полос, но главное — неопределённостью правового статуса электросамокатов и другого подобного транспорта.

Обсуждения на тему использования самокатов в парках

Обсуждения на тему использования самокатов в пешеходных зонах

Обсуждения на тему использования самокатов в пешеходных зонах

Обсуждения на тему использования самокатов в пешеходных зонах

samokaty_008.png

Парковки самокатов в городе

Значима тема парковок самокатов (6% сообщений). Они либо стихийные и занимают детские площадки, велопарковки и даже площадки мусорных контейнеров, либо неудачно оборудуются прокатными компаниями у жилых домов и мешают жителям. Еще одной проблемой таких парковок является постоянный шум как от самих самокатов, так и от пользователей, которые начинают/завершают парковку на таких объектах. Как показывают посты авторов, не удается быстро решить проблему таких парковок ни через обращения к операторам, ни жалуясь в городские службы.

жалобы москвичей на парковки самокатов   жалобы москвичей на парковки самокатов

жалобы москвичей на парковки самокатов

жалобы москвичей на парковки самокатов

жалобы москвичей на парковки самокатов

Как представляется, операторам кикшеринговых сервисов или городским властям нужно уделять больше внимания коммуникациям с местными сообществами в вопросах организации парковок этого вида транспорта. Работа с местными жителями, обсуждение с ними мест для парковок, удобных как пользователям сервисов, так и местным жителям, могла бы решить большую часть этих проблем.

Самокат и другие проблемы

Тема самокатов обсуждается в связи с другими проблемами городской жизни. В первую очередь это проблемы ремонта дорог, обустройства тротуаров, пешеходных зон, автопарковок, иных многочисленных аспектов благоустройства города. Как пишут критически настроенные авторы: «Благоустройство теперь обрело столько новых смыслов и стало синонимом шума, грязи, некомфортной среды, а также страха, лжи и воровства».

самокаты и благоустройство

самокаты и благоустройство

Агрессия в сообщениях

Несмотря на высокую эмоциональность темы, число сообщений с выявленными признаками агрессии относительно невелико — всего 273 (12% от общего количества). Агрессия в подавляющем большинстве проявлялась не в постах, а в комментариях (81% от сообщений с маркерами агрессии, 10% от общего числа).

Уровень агрессии в обсуждениях самокатов

Преимущественно встречаются два типа сообщений: агрессивное возмущение (задолбало!) и агрессивная номинация (уроды!). С меньшей частотой фиксируется агрессивное намерение (поубивал бы!, надо было на капоте прокатить…).

Примеры обсуждений самокатов с агрессией

Примеры обсуждений самокатов с агрессией

Примеры обсуждений самокатов с агрессией

Среди комментаторов большая часть являются противниками самокатов и сторонниками введения ограничений для них.

Призывы ограничений для самокатов

Призывы ограничений для самокатов

География обсуждений по районам

Мы сделали распределение обсуждений самокатов в районных пабликах в социальных сетях по районам Москвы (включая Новую Москву). При подсчете распределения сообщений по районам для групп, которые относятся к нескольким районам («Соседи. Белорусская-Новослободская-Маяковская» и т.п.) показатели делились равными частями на число районов.

Наиболее активными создателями контента были пользователи центральных районов: Тверского (228! сообщений) и Замоскворечья (194). Вторая группа: достаточно разнесенные друг друга Дмитровский (67); Нагатинский Затон (67) и Нагатино-Садовники (66); Аэропорт (50) и Сокол (45) Академический (46) и Гагаринский (46); Гольяново (43). Из территорий за МКАДом заметную активность показали Троицк (57), Новопеределкино (35) и Солнцево (22).

Для наглядности мы наложили данные по числу упоминаний темы на карту Москвы. Серыми на карте обозначены районы с небольшим количеством обсуждений самокатов.

География обсуждений самокатов по районам Москвы

Больше всего самокаты обсуждают (а значит, это тема волнует жителей района) в центре (Тверской и Замоскворечье), высокая активность отмечается в районах, где есть крупные водоемы, а значит, набережные для прогулок и досуга (например, Левобережный, Щукино, Строгино, Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники), а также в районах с крупными парками (Гагаринский, Царыцино, Новопеределкино, Дмитровский, Троицк).

В числе районов-лидеров по числу обсуждений самокатов кроме центральных районов есть и районы, расположенные вдалеке от центра. Более того, в этих районах ведется активная дискуссия между сторонниками и противниками самокатов. Изучение этих дискуссий, реагирование на критику, а также внедрение предложений жителей по улучшению кикшеринговой инфраструктуры позволит сделать жизнь горожан более комфортной и снизить градус напряжения при обсуждениях судьбы самоката как вида транспорта.

Московские власти, похоже, понимают важность этой проблемы. Неслучайно в конце мая — начале июня в районных пабликах распространялся пост «Ситуация с самокатами в Москве норм. Просто мы (в оригинале — автора «аудитория фэйсбука») стали старыми… превратилась в дедов-пердунов и скорбных бабок, сидящих на скамейке вечно всем недовольных, в том числе самокатами» с приглашением к дискуссии о самокатах в городе. Всего мы зафиксировали 47 таких репостов городских пабликах ВКонтакте и Facebook.

Примеры постов о самокатах в районных группах

Такая активность может свидетельствовать о том, что работы по изучению и корректировке общественного мнения касательно самокатов уже ведутся.

Выводы

Если судить по активности обсуждений в районных группах, проблема самокатов в городе определенно есть — пользователи активно обсуждают происшествия, делятся своим мнением о самокатах и «самокатчиках». В содержательной структуре сообщений можно выделить несколько смысловых групп: акторы (участники ситуаций), городская инфраструктура, административные единицы, транспортные средства, меры регулирования.

В группе акторов наиболее частотны упоминания слов «дети», «ребёнок», «подросток» (19% в общей сложности от всего объема популярных слов, столько же у обобщающей категории «люди»). Происшествия с детьми и поведение детей ожидаемо вызывают активные и эмоциональные реакции и треды из сотен комментариев под такими сообщениями. В группе транспортных средств на втором месте по упоминаемости после самоката (98%) находится велосипед (32% сообщений). В обсуждениях это сопоставимые по опасности для окружающих транспортные средства.

В обсуждениях пользователей значима тема парковок самокатов (6% сообщений), которые мешают жителям домов или пешеходам. Как показывают посты авторов, не удается быстро решить проблему таких парковок ни через обращения к операторам, ни жалуясь в городские службы.

Больше всего самокаты обсуждают в нескольких центральных районах, но высокая активность отмечается в районах, где есть крупные водоемы, а значит, набережные для прогулок и досуга (например, Левобережный, Щукино, Строгино, Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники), а также в районах с крупными парками (Гагаринский, Царыцино, Новопеределкино, Дмитровский, Троицк).

В числе районов-лидеров по числу обсуждений самокатов кроме центральных районов есть и районы, расположенные вдалеке от центра. Более того, в этих районах ведется активная дискуссия между сторонниками и противниками самокатов. Изучение этих дискуссий, реагирование на критику, а также внедрение предложений жителей по улучшению кикшеринговой инфраструктуры позволит сделать жизнь горожан более комфортной и снизить градус напряжения при обсуждениях судьбы самоката как вида транспорта.

Узнать подробнее о возможностях Digital Guru для некоммерческого сектора
Решения от Digital Guru:
  • Мониторинг упоминаний персон/мест/событий/компаний в социальных сетях;
  • Исследования отношения аудитории соц. сетей к различным вопросам;
  • Анализ общественного мнения в сети Интернет в отдельно взятом регионе/городе.
Напишите нам о вашей задаче, либо заполнив форму слева, либо отправив письмо на почту info@dgagency.ru.

29.10.2021
Реквизиты компании