Летом 2019 года агентство Digital Guru провело исследование отзывов о сетевых магазинах Москвы на гео-сервисах (картах Яндекса и Google). Тогда было исследовано 361 тыс. отзывов на картах.
Распространение COVID-19 в России привело к глобальным изменениям в поведении жителей страны. Люди начали активно переходить в «онлайн». Сервисы доставки продуктов и еды сообщают о взрывном росте числа заказов, крупные интернет-магазины рапортуют об увеличении числа продаж (читайте об этом наше исследование).
Мы решили узнать, как ситуация с коронавирусной инфекцией в Москве сказалась на числе отзывов пользователей на популярном картографическом сервисе. В этот раз мы собрали свыше 400 тысяч отзывов о популярных сетевых продуктовых магазинах Москвы и ближнего Подмосковье на Яндекс.Картах с начала 2020 года.
Месячная аудитория карт Яндекса составляет 34 млн пользователей, при этом мобильным приложением пользуется 36% аудитории (свыше 23 млн пользователей). Приложение активно предлагает пользователям оставлять отзывы о местах, которые они посещали. Это и высокая популярность сервиса дают нам основания полагать, что динамика появления отзывов на картах коррелирует с динамикой реального посещения пользователями этих мест.
Всего в ходе исследования были собраны отзывы о следующих сетях:
- Billa
- Eurospar
- Metro
- Авоська
- Азбука Вкуса
- АТАК
- Ашан
- Бахетле
- БиМ
- Верный
- Виктория
- ВкусВилл
- Глобус Гурмэ
- Глобус
- Да!
- Дикси
- Карусель
- Лента
- Магнит
- Магнолия
- Мираторг
- Перекресток
- Пятерочка
- Ярче!
На диаграмме показана динамика появления отзывов о сетевых продуктовых магазинах на картах Яндекса с начала 2020 года по конец июня. Ограничения, связанные с COVID-19 в Москве, вводились постепенно, поэтому мы указали основные этапы этих мер на наши диаграммы для наглядности.
Как видно, первые ограничительные меры оказали слабое воздействие на динамику появления новых отзывов — серьезное снижение этого показателя началось только с конца марта. В апреле снижение продолжилось — минимум новых отзывов зафиксирован в начале мая, после чего началось медленное восстановление. В июне число новых отзывов вышло на уровень марта 2019.
Более наглядно динамику можно проследить, если посмотреть объем отзывов по неделям с начала года. Минимальные значения зафиксированы на 19—й неделе года (начало мая).
Сегменты
В общем массиве мы выделили отзывы о магазинах больших форматов (например, «Глобус», Metro) и небольших магазинах (в основном формата «у дома», например, «Верный» или БиМ) и отдельно изучили динамику отзывов по этим сегментам.
Интересно, что введение первых ограничительных мер в Москве почти никак не сказалось на числе отзывов обоих сегментов. Напротив, поначалу у магазинов больших форматов даже наблюдался рост числа отзывов. Однако с введением все более жестких ограничений показатели начали снижаться. Отметим, что число отзывов о больших магазинах на время «карантина» сократилось только на 33%, тогда как число отзывов о магазинах малых форматов — на 50%.
Мы также выделили отдельные ценовые сегменты: магазины в ценовом сегменте выше среднего («Азбука Вкуса» и «Глобус Гурмэ») и ниже среднего (например, «Дикси», «Верный»).
Анализ не выявил большой разницы между показателями двух сегментов — число отзывов о магазинах в высоком ценовом сегменте с введением максимальных ограничений снизилось на 45%, в то время как число отзывов в сегменте ниже среднего — на 52%.
Для наглядности приведена динамика отзывов по нескольким отдельным сетям. Как можно видеть, снижение зафиксировано у магазинов всех сетей. Исключение — Глобус — мы отмечаем кратное увеличение числа о посещениях магазинов этой сети после ввода ограничительных мер.
Выводы
COVID-19 серьезно сказался на потребительных привычках жителей Москвы. Наши данные указывают на то, что снижение числа посетителей зафиксировано почти у всех продуктовых сетей города. Параллельно с этим отмечается взрывной рост числа онлайн-покупок продуктов (об этом уже сообщили все основные сервисы доставки продуктов, а также сети, развивающие онлайн-торговлю). Так, например, основатель сети «ВкусВилл» Андрей Кривенко заявил о 30-кратном росте онлайн-продаж за весну 2020 года.
Еще одна интересная деталь — число отзывов о посещениях небольших магазинов (в основном формата «у дома») снизилось из-за коронавирусной инфекции сильнее, чем число отзывов о посещениях магазинов больших форматов. Люди стараются больше покупать онлайн и меньше бывать в магазинах, а если уж посещать магазины, то выбирать для этого большие форматы.
Интересно будет посмотреть, сохранится ли этот тренд с уходом в онлайн и снижением оффлайна в будущем, или же число новых отзывов о продуктовых магазинах восстановится до прежних показателей. Агентство Digital Guru продолжает следить и анализировать потребительские предпочтения потребителей онлайн.
- Много точек, слишком много отзывов и оценок, они в разных местах;
- Тяжело отслеживать появление новых отзывов;
- Системы мониторинга находят не все отзывы;
- Слишком много ручной работы.
- Выявление всех отзывов о всех розничных точках;
- Собственные инструменты мониторинга;
- Реагирование на негатив в больших объемах;
- Аналитика отзывов в разных срезах (категории продуктов, отделы компании, география).