;

Книжные интернет-магазины часть девятая: сервисы на сайте Amazon.com

Часть исследования, посвященная книжному разделу интернет-магазина www.Amazon.com. Нас интересовало, какие сервисы предлагаются посетителю, чем они отличаются от функционала на отечественных сайтах и почему.

Сервисы на Amazon.com

Основная страница книжного раздела магазина

В рамках тематики исследования отдельный интерес представляет сайт американской компании Amazon и его сервисы. Ниже мы опишем некоторые из них.

Категории навигации


Деление по категориям в горизонтальном меню содержит всего 10 пунктов:

Горизонтальное меню по категориям

  • Arts & Photography
  • Biographies & Memoirs
  • Children's Books
  • Cookbooks, Food & Wine
  • History
  • Literature & Fiction
  • Mystery & Suspence
  • Romance
  • Sci-Fi & Fantasy
  • Teens & Young Adult

Это не исчерпывающее меню, а только самые востребованные категории, интересующие аудиторию сайта. Полный список категорий приводится ниже на странице в боковом навигационном блоке. В отличие от меню на сайтах отечественных магазинов, категории меню на amazon.com основываются не столько на жанрах, сколько на сфере интересов посетителя и его хобби.

Альтернативно в основном меню предлагается другой способ классификации.

Дополнительная классификация в горизонтальном меню

В этом меню закреплены подборки книг и разделение по типу книги: электронная, бумажная или аудиокнига.

Помимо основного меню, в разделе «книги» навигации полностью посвящен вертикальный блок. На основной странице раздела в нем приводятся ссылки на тематические подборки, полный список категорий книг (32 пункта), фильтры по формату книги, языку, рейтингу на основе отзывов и многие другие параметры, которые могут помочь посетителю найти нужную книгу.

На страницах разделов вертикальный блок исполняет роль фильтра и содержит уникальные для каждой категории ссылки. Ниже мы приводим фрагмент меню внутри раздела «Award Winners».



Победители премий

В числе подборок меню «More Ways to Shop» - раздел «Award Winners», аналогов которой мы не заметили на русскоязычных сайтах интернет-магазинов. Остановимся на навигации внутри этого раздела подробнее.

В боковом блоке расположены данные о последней литературной премии, навигация по категориям, по новизне (добавленные за 30 или 90 дней), и по названиям премий.

Навигация по разделу «Award Winners»

Информация о премиях и навигация по книгам-победителям интересна посетителям, которые ищут книгу, но не склонны доверять рейтингам популярности или частным мнениям. Список премий может сам по себе быть любопытным для тех, кто любит читать новые книги.



Экранизации

Другая подборка дополнительного меню «More Ways to Shop» - раздел «From Page to Screen». Это книги, получившие свое отражение в кино или на телевидении.

Фрагмент горизонтального меню

На основной странице раздела расположен список самых популярных книг из категории и блок с кратким описанием пяти книг.

Фрагмент с описанием книги из раздела «From Page to Screen»

Размещение этой подборки в основной навигации, скорее всего, указывает на весьма высокий интерес аудитории к книгам, связанным с кино и телевидением.



Популярные серии и авторы

На сайте amazon.com отдельное внимание уделяется сериям книг. Для серий выделен раздел горизонтального меню во вкладке «More ways to shop»:

Фрагмент горизонтального меню

Блок, посвященный популярным сериям книг и их авторам, размещен на основной странице раздела с книгами.

Фрагмент основной страницы

На страницы серий посетитель также может попасть со страниц книг. Пример ниже взят со страницы amazon.com/gp/product/B005C4AI10.

Фрагмент страницы-карточки книги

Книги приводятся в порядке, в котором их рекомендуется читать. Для примера страницы серии, ниже мы приводим фрагмент страницы с книгами Карлоса Кастанеды о Дон Хуане (amazon.com/gp/bookseries/B00CJBQODU/).

Фрагмент страницы серии

Вероятно, это говорит о высокой популярности формата серий книг среди англоговорящих читателей.

В некоторых случаях похожую навигацию можно найти и на сайтах магазинов «Лабиринт», Ozon.ru, «Читай город», «Московский дом книги». Когда имеется информация от издательства, и она сформирована соответственно задумке автора. В таком случае, книги серии показаны в формате результатов поиска и приводятся в произвольном порядке.



Новинки

Разделы с новыми поступлениями имеются на всех рассмотренных в исследовании сайтах. Однако на сайте amazon.com этому вопросу уделяется значительно больше внимания. Например, в каждой категории или подборке имеется возможность оставить только новые или анонсированные книги:

Фрагмент навигации внутри категорий

Данная навигация подразумевает не новые поступления, а именно современную литературу, свежеизданные книги. Также в вертикальной навигации содержится подробные разделы «Best Books of 2015», «Best Books of the Month», «Spring Reading Preview», для первых двух разделов также выделено место на основной странице раздела с книгами.

Блоки с подборками на основной странице
Блоки с подборками на основной странице

К разделам, которые посвящены свежим изданиям, можно отнести и вышеприведенный раздел «Award Winners».

Похоже, что аудитория amazon.com значительно активнее интересуется книгами, актуальными нашему времени, развитием и новыми течениями в литературе, в то время как русскоязычные читатели в целом более консервативны и больше интересуются классическими произведениями.



Статистические рейтинги

Как отдельный критерий навигации можно выделить статистику поведения пользователей на сайте. На ней основаны всевозможные блоки рекомендации (см. ниже), но также они присутствуют как самостоятельные разделы в навигации по разделу с книгами.

Пункт горизонтального меню: выбор покупателей магазина
Фрагмент из вертикальной навигации: по рейтингу на сайте

С учетом рекомендательных блоков, используется следующая статистика:

  • Оценки, оставленные посетителями
  • Продажи книг
  • Посещения страниц книг
  • Списки желаний авторизованных пользователей

Вероятно, статистические данные весьма точно прогнозируют поведение пользователей сайта amazon.com и помогают дополнительно заинтересовать посетителей.



Блоки рекомендаций


На сайте amazon.com огромное внимание уделяется формированию персональных рекомендаций, основанных на информации о том, какие товары посетитель просматривал на сайте и уже имеющейся статистике других пользователей с похожими интересами.

На главной странице приводятся рекомендации относительно последних интересовавших пользователя книг с указанием книги, на которой они основаны. В таких блоках предусмотрена ссылка на список просмотренных книг с возможностью корректировать его.

Фрагмент основной страницы: просмотренные книги

На карточках книг содержится 5 блоков с рекомендациями:

  1. 1. «Часто покупают вместе». В блоке, как правило, приводится 2 дополнительные книги, которые чаще всего покупают вместе с просматриваемой, и предложение положить все в корзину или сохранить в список.

  2. 2. «Те, кто купил эту книгу, также купили». Этот блок основан на том же критерии, но содержит значительно больше вариантов (100 книг).

  3. 3. «Что посетители покупают после просмотра этой страницы». Вероятнее всего, в этом блоке учитывается статистика не только по посетителям, которые купили текущую книгу, но и по тем, которые только просмотрели текущую страницу.

  4. 4. «Недавно просмотренные и рекомендуемые». Этот список содержит книги, просмотренные пользователем и дополнительные рекомендации, основанные на истории просмотра. Список содержит 50 товаров.

  5. 5. «Вы смотрели». В этом списке приводятся только просмотренные пользователем товары в хронологическом порядке и ссылка на страницу списка с возможностью его корректировать.

    20-recomend-you-viewed.png



Списки товаров


Помимо автоматически-формируемых списков, посетитель может создавать свои. В личном кабинете предусмотрена возможность создания списков с настройками: для кого, тип (покупки/желания), доступность (публичный/личный).

Функционал создания списков товаров

В меню «Списки» также есть дополнительный функционал, такой как: поиск публичных списков друзей, зарегистрированных на сайте, поиск подарка, возможность указать дни рождения друзей и детей, создавать списки рекомендуемых подарков по увлечениям, создавать и просматривать списки рекомендуемых школьных принадлежностей и другие.

Меню «Списки»

Эти сервисы требуют от посетителя активного участия: добавления информации о себе, своей семье и друзьях. Мы полагаем, что посетители постепенно открывают для себя возможности личного кабинета, и чем более они находят его полезным, тем более активно используют сайт. Для большинства сервисов меню «Списки» важно, что ассортимент магазина не ограничивается книгами.



Другие подборки


В дополнение к книжному разделу сайта amazon.com, ряд материалов публикуется на сайте проекта www.omnivoracious.com, «The Amazon Book Review». На его страницах размещены обзоры, рецензии, интервью с авторами, информация о литературных премиях. Каждое упоминание книги сопровождается ссылкой на соответствующую ей страницу сайта amazon.com.

В частности, интересным является раздел «Celebrity Picks» с любимыми книгами знаменитых людей.

Выбор знаменитостей на сайте www.omnivoracious.com
Блоки книг по рекомендациям знаменитостей




Компания Amazon значительно масштабнее, чем любой отечественный книжный магазин, и не всякий сервис сайта amazon.com может быть популярным на других сайтах, у другой аудитории.

Серьезным отличием от рассмотренных российских магазинов является активное вовлечение пользователя. Например, пользователю предоставлена возможность указать личные данные: о себе, своих друзьях, семье и их днях рождения, он может искать списки «wishlist» своих знакомых, создавать собственные списки товаров. Широко используется история посещений посетителя, которую он может редактировать при желании.
Желание посетителей создавать собственные списки имеет дополнительное основание: прочтение книги занимает длительное время, и это неминуемо приводит к отложенному спросу. Желание прочитать книгу нередко появляется значительно раньше, чем возможность это сделать.

Что касается навигации и подборок, единых для всех посетителей, можно отметить особое внимание к новинкам. Чтобы ориентироваться среди огромного числа не проверенной временем литературы предлагается несколько способов, таких как:

  • Народное мнение и популярность среди аудитории сайта. Пользователи активно покупают свежеопубликованные книги, оставляют мнения - обзоры, оценки.
  • Экспертные оценки: выбор жюри различных премий.
  • Личный выбор знаменитых людей, которым часть аудитории может симпатизировать и доверять.

Основная навигация основывается не на жанрах, а на сфере интересов посетителя: хобби и темы (например, категории «Arts & Photography», «Cookbooks, Food & Wine», «History», «From Page to Screen»), впечатления и эмоции от книги (например, «Romance», «Mystery & Suspence»), возрасте читателя («Children's Books», «Teens & Young Adult»). Данный подход в навигации устраняет необходимость стройной классификации и ставит перед посетителем более прямые вопросы:

Хочу книгу.

Подумайте, к какому жанру она должна относиться.
Будете сами читать? Что хотите испытать, узнать, или чему научиться?
Для ребенка? Сколько ему лет?
Для кого-то еще? Чем он увлекается?
Не знаете? Посмотрите, что нравится другим.


Данный аспект любопытен с точки зрения User eXperience и мы остановимся на нем немного подробнее. Жанровая классификация подходит для физической организации книг, когда отвечая последовательно на вопросы об искомой книге (например, художественная литература -> классические произведения -> отечественные -> XIX век и так далее), посетитель может найти ее без большого риска выбрать неправильную категорию. Однако это требует от посетителя, чтобы он ориентировался в терминах классификации и хорошо представлял себе искомую книгу.

На сайтах книжных магазинов использование жанров достаточно привычно для посетителей, хотя в виртуальном пространстве описанные выше требования к читателю не являются обязательными. Навигация на сайте amazon.com построена на основе мотивов читателя, и имеет цель решить его задачи.


15.06.2016
; ; ; ; ;